Независимость мышления. Продолжение
Не так давно я опубликовала первую часть статьи на эту тему, теперь же пришло время поделиться моими исследованиями данного вопроса.
Многие из нас в разной степени росли в условиях социального тоталитаризма. И не потому что общество желало нам зла, но потому что было удобнее/быстрее принять за нас решение, поставить перед фактом, и не заморачивайся длинными объяснениями. А значит, нас не приучали логически мыслить и принимать решения на основании имеющихся фактов.
Дома звучали фразы вроде «Как я сказал(а) так и будет, потому что я знаю лучше!». Во многих ситуациях аргумент «я родитель, я знаю лучше» был безапелляционным. Попытки отстаивать собственное мнения для ребенка заканчивались наказанием, иногда физическим. Так нас учили бояться выражать свое мнение, бояться даже его иметь! Со временем формировался рефлекс — делай, что говорят и тебя не накажут.
Дальше были садик/школа, где «выскочек не любят» и «надо быть как все», «все едят манку и ты ешь», «все подчиняются правилам, а ты что особенный?» Так нас приучили не выделяться из толпы, чтобы не доставлять хлопот.
Сначала правила диктуют родители, потом учителя, потом начальник, и в конечном счёте у человека всегда есть тот (или те), кто знает лучше, кто говорит ему КАК ПРАВИЛЬНО, настойчиво «подсказывает» как действовать и что чувствовать. Поэтому ко времени когда человек должен мыслить независимо, выбирать свой путь, анализировать, и варажать свое мнение, он просто уже не хочет, а иногда и не может этого делать. Он привык, что:
1) всегда есть кто-то, кто скажет как правильно
2) выскочек не любят и быть не как все больно
3) если будешь доставлять хлопоты тебя как минимум высмеют, как максимум накажут.